Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная практика хореографического воспитания предусматривает преимущественно предоставление базовых профессиональных знаний, формирование умений и навыков. Педагоги-хореографы не всегда уделяют должное внимание деятельности по раскрытию творческого потенциала воспитанников подросткового возраста, поэтому возможности детей 6-9-ти лет часто остаются не реализованными. В общественном измерении это приводит к потере художественно-эстетических ценностей, в личностном - к формированию негативной “Я-концепции”, неспособности творчески мыслить, проявлять инициативу, быть самодостаточным. Эмпирические исследования приводят-педагогам-практикам не хватает качественных методик формирования творческих способностей подростков, которые являются воспитанниками танцевальных творческих объединений внешкольных учебных заведений.
Изменение образовательной парадигмы обусловливает необходимость переосмысления сферы воспитания творческой личности и разработки оптимальных условий, эффективных методик для его осуществления, соответствующих современным теоретическим основам и методологическим наработкам. Основательных исследований требует проблема формирования творческих способностей в условиях субъект-субъектного взаимодействия участников танцевальных творческих объединений внешкольных учебных заведений, переориентирует авторитарный стиль управления хореографической деятельностью на гибкую паритетность с элементами творческой самореализации, формирования ее ценности для ребенка подросткового возраста.
Сейчас можно констатировать ряд противоречий между:
- насущной социальной потребностью общества в личностях с творческим мышлением и ограниченными возможностями ее реализации, которые определяются социально-экономическим положением современного образования;
- значительным творческим потенциалом искусства танца и недостаточным его использованием в нынешний учебно-воспитательной практике внешкольных учебных заведений;
- целью и задачами инновационной системы гуманистического образования и традиционным содержанием, и методиками преподавания предметов хореографического цикла.
Исследование и устранение указанных выше противоречий предложено в работе.
Цель издания - на основе анализа генезиса творческих способностей личности теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования хореографических творческих способностей подростков и педагогические условия ее внедрения в практику внешкольных учебных заведений.
Для достижения этой цели необходимо: выяснить состояние исследованности проблемы формирования хореографических творческих способностей в педагогической теории и воспитательной практике и актуализировать понятийно-категориальный аппарат исследования; определить критерии, показатели и уровни сформированности хореографических творческих способностей у воспитанников внешкольных танцевальных творческих объединений; теоретически обосновать и разработать методику формирования хореографических творческих способностей детей подросткового возраста и педагогические условия ее эффективного внедрения в практику внешкольных учебных заведений; экспериментально проверить методику формирования хореографических творческих способностей у детей подросткового возраста.
Главным объектом исследования является процесс формирования хореографических творческих способностей детей подросткового возраста.
Предмет исследования - методика и педагогические условия развития творческого воображения подростков в любительском хореографическом коллективе.
В общем, поскольку искусство танца относится к сфере культуры, а возможность его использования как средства формирования человекоценностных качеств в области теории воспитания, то необходимость их интеграции для развития подростка в микросреде любительского танцевального творческого объединения очевидна и необходима.
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения подростков в любительском хореографическом коллективе
1.1. Понятие творческого воображения в современных исследованиях
Анализ психологической литературы указал на фрагментарность и противоречивость существующих точек зрения по совокупности признаков (критериев), на основе которых происходит оценка воображения как творческой. Так, высокий уровень развития воображения ребенка связывается с возможностью наблюдать образы, создаваемые, «как бы сбоку» (И. Розет), вариативностью продуктов этой психической функции (А. Дяченко), способностью продуцировать новые, оригинальные образы и их комбинации (С. Рубинштейн), легкостью ассоциирования, (Е. Пармон), степенью гибкости, скорости имажинативного процесса, детализации созданного образа, его эмоциональной окрашенностью (Дж. Гилфорд, О. Торренс). Однако, единой, целостной систематизации признаков творческого воображения так и не было предложено. То же самое касается и функций творческого воображения: обобщение данных различных авторов, к сожалению, не позволяет целостно охарактеризовать специфику функций творческого воображения у детей подросткового возраста. В связи с этим возникает проблема выделения и описания основных функций и критериев, в которых конкретизируется психологическая сущность продуктивного воображения подростка.
Осуществленный анализ позволил специфицировать творческое (продуктивное) воображение как психический процесс произвольного создания субъектом образов, которые имеют признак новизны по отношению к исходному материалу (данных восприятия и памяти); ориентируют его творческую деятельность; воплощаются в объективно или субъективно значимых продуктах. Ее основными критериями, прежде всего, является метафоричность, разработанность и индивидуализированность образа воображения [18].
Конкретизируя психологический смысл выделенных критериев творческого воображения, необходимо подчеркнуть, что метафоричность творческого воображения характеризуется тем, насколько субъект в воображении снимает явные или латентные ограничения, расширяя тем самым возможность свободно оперировать образами, комбинировать их элементы, а также отражает 95
результат этого комбинирования [15; 19; 20]. Здесь важную роль играет сформированность, гибкость и вариабельность операционного аппарата творческого воображения, высокий степень овладения средствами создания новых образов, а именно: сочетание различных, в повседневной жизни не сочетающихся качеств, частей; перенесение одних функций предмета на другие предметы; «способность отображать действительность путем осмысления предметов и явлений одной категории в терминах предметов и явлений иной категории» [16, с. 5]. Однако это не означает, что метафорические образы являются хаотическим нагромождением различных, не связанных между собой элементов. Наоборот, создавая такой образ, субъект опирается на качестве реальных объектов и определенные закономерные связи между ними, активно преобразует их, формирует на этой основе новые образы, которые отражают то, что реально существует, или возможное при определенных условиях [5; 6].
Более того, эти образы «тем плодотворнее и ценнее, чем в большей степени преобразуя действительность, отклоняясь от нее, при этом все же учитывают ее существенные стороны и наиболее значимые черты» [13, с. 297].
Такой реализм творческого воображения, предметная близость ее образа, и приобретение им качественной определенности, объективности, в этом мы соглашаемся с В.Т. Кудрявцевым, обеспечивается смысловым конституированием, объединением определенным смыслом скомбинированных в образе воображения элементов опыта, способностью «к образно-смыслового воспроизведения универсальных принципов строения и развития вещей» [9, с. 64].
Говоря об объективности образов продуктивного воображения, нельзя не вспомнить известную статью С. Рубинштейна, в которой подчеркивается, что критерием объективности любого творческого продукта является его внутренняя завершенность, «замыкание в завершенное самостоятельное целое» [14, с. 92]. В обеспечении такой завершенности продукта творческого воображения важную роль играют процессы, направленные на формирование целостности и структурной адекватности компонентов нового образа, преодоления его недостатков, адекватную детализацию и обеспечения информативности в соответствии с замыслом. Любая существенная деталь, штрих, вариация, неожиданность ракурса обусловливает более глубокое проникновение в объект, расширения знания о нем. Именно в этом заключается разработанность образа воображения.
Совокупность показателей метафоричности и разработанности обуславливает индивидуализированность образа, что связано со стремлением
субъекта проявить свою индивидуальность, создать свой неповторимый образ».
Основными функциями творческого воображения, которые актуализируются в процессе выделения субъектом учебной деятельности познавательного объекта и творческого его преобразования, является смыслообразующая; целеобразовательная, моделирующая, преобразующе-эвристическая и регуляторная функции [18].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие / И.Б Бовина // Социологический журнал. 2010. - № 3. - С. 5.
2. Гарифуллина Р. С. Технологии социально-культурной деятельности молодежи: (духовно-нравственный ресурс воспитания): учеб. пособ. / Р. С. Гарифуллина. - Казань: Изд-во Казанского. ун-та, 2007. - 288 с.
3. Гончарук Н.П. Использование психодиагностики в процессе интеллектуально-развивающего обучения / Н.П. Гончарук, Г.С. Сагдеева // Вестник КТУ, 2010.-№ 12. - С.107-112.
4. Кабурнеева Е.О. Становление хореографического образования в России: традиции балетного искусства в культурно-историческом контексте / Е.О. Кабурнеева // Вестник МГУКИ.- 2010.- №5.- С.185-189.
5. Краткий философский словарь /под ред. А. Алексеев -М.: Проспект, ТК Велби, 2008. - 496 с.
6. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника. М., 1988.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.
8. Макарова А. С. Формирование творческой личности подростков в самодеятельном хореографическом коллективе по итогам опытно-экспериментальной работы // Казанский вестник молодых учёных. 2019. №4 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tvorcheskoy-lichnosti-podrostkov-v-samodeyatelnom-horeograficheskom-kollektive-po-itogam-opytno-eksperimentalnoy-raboty (дата обращения: 22.02.2022).
9. Мочалов Д. В. Развитие творческой личности в самодеятельном хореографическом коллективе // Вестник Казанского технологического университета. 2012. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskoy-lichnosti-v-samodeyatelnom-horeograficheskom-kollektive (дата обращения: 22.02.2022).
10. Мурашко В.Г. Критерии оценки любительского творчества как уникального социально-культурного явления. БГУК, статья. 89.
11. Мухортова Д. Д. Развитие воображения / Мухортова Д. Д., Мурадова В. И. // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 52-54.
12. Нарская Т.Б. Теория и методика преподавания историко-бытового и современного бального танца. М., 1978.
13. Науменко Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности. / автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/
14. Науменко Юрий Владимирович. Волгоград. 1992.
15. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007.
16. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. Начальная школа, 2001.
17. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Обзор. лекция. М.: МГУК, 1995.
18. Патрикеева Светлана Анатольевна Бальный танец как важнейший аспект творческой активности детей младшего школьного возраста в самодеятельном хореографическом коллективе // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №2 (048). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/balnyy-tanets-kak-vazhneyshiy-aspekt-tvorcheskoy-aktivnosti-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-samodeyatelnom-horeograficheskom (дата обращения: 22.02.2022).
19. Патрикеева Светлана Анатольевна Сущность и специфика формирования творческой активности младших школьников в самодеятельных хореографических коллективах // Вестник ТГУ. 2013. №4 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-spetsifika-formirovaniya-tvorcheskoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov-v-samodeyatelnyh-horeograficheskih-kollektivah (дата обращения: 22.02.2022).
20. Психологический словарь / под. ред. П. С. Гуревич. -М.: Словари, 2007. - 800 с.
21. Пуртурова Т.В. Учите детей танцевать: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Т.В. Пуртурова, А. Н. Беликова, О.В. Кветная. М.: Владос. 2003.
22. Развитие творческих способностей и воспитание молодежи в разновозрастных коллективах / Под. ред. Ю.П. Самарина. М., 1993.
23. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.
24. Редин Л.В. Феномен и категория «творчество» в контексте филогенетического подхода // Вестник КТУ, 2010. - №12. - С.279-284.
25. Рощин С.П., Барбашова Н.А. Творческое воображение, сущность содержания // МНИЖ. 2019. №5-2 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskoe-voobrazhenie-suschnost-soderzhaniya (дата обращения: 22.02.2022).
26. Рубинштейн С.Л. Принципы творческой самодеятельности: к философским основам современной педагогики // Вопросы психологии. №4. 1986.
27. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М., 2000.
28. Сидельникова, М. А. Особенности развития творческого воображения младших подростков в системе дополнительного образования / М. А. Сидельникова, Г. М. Клочкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 201-205. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9951/ (дата обращения: 22.02.2022).
29. Шрагина, Л. И. Психология воображения как методологическая проблема (на примере анализа работ В. Вундта и Т. Рибо) [Текст] / Л. И. Шрагина// Psihologie pedagogie specială asistentă socială. — № 3. (32). — 2013. — p.11–27.
30. Явгильдина З.М. Педагогические условия формирования музыкальной культуры молодежи в культурно-досуговых учреждениях малого города /З.М. Явгильдина, Г.Р. Муртазина // Вестник КТУ, 2011. - № 24.- С. 324-333.